Все направления обучения...

Три психологические причины, которые побуждают Вас учиться - Определите свой мотив

Ответьте себе на вопрос: «Для чего вы учитесь?», а затем читайте далее.

Причины Вашей тяги к знаниям могут быть весьма различными, но все они лежат в области психологии. Давайте вместе разберемся в вопросах Вашей мотивации на развитие личности в целом и обучение в частности.

artem pavlovПсихологическое образование и самообразование в структуре развития личности человека – это способ удовлетворения потребностей в самореализации, общении и, как это ни парадоксально, безопасности.

Обозначим три основных мотива удовлетворения этих потребностей через обучение: защита от страхов, поиски себя, коррекция личностных особенностей и поиск прикладных умений и навыков в коммуникативной, прогностической и других областях социального взаимодействия.

Обучение как бегство от собственных страхов.

Есть люди, постоянно посещающие тренинги и семинары по развитию лидерских качеств, управлению   и иным аспектам внутригрупповой и межличностной коммуникации. Каждый раз после посещения   таких мероприятий они революционно меняют модели своего взаимодействия с другими людьми,   пытаясь применить полученные знания и алгоритмы, изложенные преподавателями и бизнес-   тренерами. Период этот длится, как правило, недолго и скоро все привычные коммуникативные   модели возвращаются.

Зачастую, такая «тяга к знаниям» - не более чем попытка укрепить веру в себя, связанная с заниженной самооценкой. Человек подменяет истинное саморазвитие волевой сферы дутыми аплодисментами, ложными позитивными оценками и чужим опытом. Как бы заменяет свои решения чужими, полагаясь на авторитет их автора. Это, без сомнения, тупик, так как эффект такого «прокачивания» психики быстро закончится, а маятник душевного состояния еще сильнее качнется в сторону депрессии и неуверенности. В результате – необходимость похода на новый семинар.

Это - «выбор без выбора», умело навязанный алчным, а возможно, просто неквалифицированным псевдо-мастером НЛП или а-ля харизматичным бизнес-тренером. Комментарии излишни, а выход очевиден: понять наличие проблемы, принять ее как задачу и заняться настоящим, а не суррогатным, развитием собственной личности.

Для любого психолога очевидно, что не существует идеальной модели социального взаимодействия. Любой искусственно привнесенный алгоритм коммуникации, если он чужд Вашей индивидуальности, будет только мешать общению и бизнес-управлению.

Модели и алгоритмы социального взаимодействия подбираются с учетом Ваших личностных особенностей, а волевые и лидерские качества являются внутриличностными структурами и могут быть сформированы только длительной осознанной, «внутренней», как говорил А.Н. Толстой, работой.

Понимание себя

Но ведь чтобы работать с собственной личностью, необходимо, как минимум, ее понимать. Рационально осознавать свои сильные стороны и особенности, делающие нас уязвимыми. Здесь главное- не впасть в изучение ради изучения.

Зачастую в процессе поиска себя, человек теряет цель познания. Для большинства таких индивидуумов, потерявшихся в безбрежном океане научных изысканий, процесс становится важнее результата. Желание нового и интересного, погружение в познание как таковое становится их единственным осознанным желанием. Знания превращаются в мусор, беспорядочно сваленный во всех углах памяти, а ее хозяин, увлекшийся погоней за новеньким, продолжает бездумно захламлять свой мозг.

Мы отнюдь не против эрудированности и начитанности. К тому же, здесь разговор ведется исключительно о той части гуманитарных наук, которая связана с социальным взаимодействием и самопознанием. Но, позвольте… Мера полезности психологических знаний определяется их применимостью в практике. А навык социального взаимодействия, как, в общем-то, и любой другой навык, может быть освоен лишь посредством тренинга. А для тренинга необходимо время. Знания в области социального взаимодействия без практического подкрепления применены быть не могут.

Процесс познания, конечно, штука захватывающая, но давайте будем искать точки практического приложения наших исследований, а получая через обучение новый опыт, закреплять его в навыке.

И еще одна маленькая ремарка. Если практический навык долго не используется, подсознание как бы отодвигает его за ненадобностью в конец ранжированного списка ваших возможностей и не факт, что в нужный момент необходимый коммуникативный или диагностический инструмент может быть эффективно использован. Так что, не забывайте тренировать навыки, чтобы не утерять их. 

Артем Павлов